На пороге взрослой жизни

pvozrast-bКаждый переходный период несёт в себе свои сложности. Подросток переживает по поводу того, что теряет часть достижений предыдущего периода и при этом не уверен, что дорос до требований новой фазы жизненного цикла и сможет научиться всему необходимому для того, чтобы справиться с новой реальностью. В переходный период подросток переживает внутренний конфликт между потребностью развиваться и желанием оставить всё, как есть. И поскольку реальное положение не соответствует статусу, к которому он стремится, самоуважение находится под угрозой.

Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе.

Для чувства собственного достоинства подростков весьма болезненным является осознание того факта, что по сравнению с ними родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они уже не могут опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни, и осознают, что нет никаких гарантий того, что они смогут насладиться плодами взрослой жизни. Они испытывают досаду по поводу возникающего в связи с этим чувства страха.

Подросток сталкивается с трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать определённые задачи, собственно цель курса в помощи в решении их, этих задач.

А задачи перед подростком стоят следующие:

  • Он должен развить большую независимость. Это значит, что ему необходимо научиться самостоятельно принимать решения, пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести её с важнейшими целями общества, найти новые источники профессионального признания (среди сверстников, учителей и т. д.), научиться ставить реалистичные цели в учёбе и в работе.
  • Он должен научиться справляться со всевозможными трудностями, мириться со многими противоречиями собственного положения, самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого к детям.
  • Он должен развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
  • Он должен поставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твёрдо идти к ним.
  • В своих действиях он должен научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

С необходимостью решать свои задачи придётся столкнуться всем подросткам, мы на этом курсе можем им помочь, зная, во-первых, что у них в этот период особенно сильный интерес к собственной личности и чувствам и во-вторых, понимая, что подросток развивается не сам по себе, а под влиянием значимых близких людей и референтной группы в этот период снижает значимость родителей находит новые ориентиры вне семьи. Поэтому наибольшее развитие у подростка происходит именно в группе.

То есть подростку необходимо как можно больше находиться в группах и среди людей, ценности которых соответствуют тому, что родители хотят видеть в будущей жизни своего ребёнка. На курсе мы применяем интерактивные упражнения, и каждый подросток имеет возможность в кругу сверстников и значимых взрослых проиграть и обсудить разные случаи, мнения и цели, сравнить свою точку зрения с позицией других. Выбрать для себя наиболее подходящую стратегию поведения, определиться с собственными целями и т. д.

Кроме всего перечисленного мы ставим себе задачи помочь подростку сформировать своё собственное отношение к работе, осознать свои силы и способности.

Одним из достижений подросткового периода развития должна быть уверенность в своей способности стать целостной личностью. Подросток постоянно учиться связывать воедино разнородные свойства личности, благодаря чему он может прийти к ощущению постоянно возрастающей внутренней стабильности, которая в свою очередь убережёт его от деструктивных поступков по отношению к себе и другим.

Часть упражнений направлена на то, что бы научить подростков замечать личностные достоинства других участников группы и говорить об этом. В остальных упражнения акцент делается на выявлении и анализе подростком своих собственных достоинств, а в некоторых из них сильные стороны личности подвергаются детальному анализу.

Эти упражнения способствуют формированию позитивного представления о себе и умения трезво оценивать собственные личностные ресурсы и способности.

В подростковом возрасте идёт бурное физиологическое развитие и половое созревание. Это часто формирует неуверенность в себе и собственном теле, что может сформировать негативное отношение к человеческому телу. Последовательная индустриализация и всё более расширяющийся спектр искусственно созданных добавок к продуктам питания постепенно создают угрозу естественной среде обитания человека. Широко распространенное потребление взрослыми опасных наркотиков демонстрирует подросткам наше собственное противоречивое и небрежное отношение к телу, а следовательно и к физическому здоровью. Наша задачи: в формирование и анализ образа своего тела, осознание его особенностей, способы его восприятия, осознанное питание, критическое отношение к наркотикам.

В подростковом возрасте ребёнок начинает пересматривать свои взгляды на родителей. Подросток начинает видеть их слабые и сильные стороны. Критике подвергаются и семейные ценности, подростку необходимо найти собственные обоснования для их сохранения. На смену моральному абсолютизму ребёнка постепенно приходит гибкое сознание подростка, воспринимающего собственные интересы так же серьёзно, как и требования других. Чем человек становиться старше, тем больше он стремится к равному партнёрству в межличностных отношениях.

Подростки становятся чрезвычайно чувствительными к неискренности и нечестности, они постоянно проверяют, насколько люди соответствуют тому, что они говорят, насколько реальные поступки следуют провозглашённым ценностям.

Задачи: выработать у подростков умение видеть различные ценностные альтернативы, тщательно анализировать их и выбирать некоторые из них, а так же тренировка умения отстаивать перед другими определённую ценность и обосновывать её значимость. То есть всё это выработке собственной системы ценностей.

Проводит тренинг: Наталья Тимофеева